“Без музыки я ослепну”
"Влюбленный гобой и другие"
"Стать избранным может каждый" |
30.09.2010 | №2250
"Городские новости"
Андрей Иванович: “Без музыки я ослепну”
Автор: Марина Яблонская
Фото: Борис Бармин
Об
Андрее Ивановиче критики говорят, как о непревзойденном интерпретаторе
русской музыки. Петербургского пианиста сравнили с Ашкенази и
бесподобным Липатти… За его плечами множество конкурсов и триумфальных
побед.Но несмотря на известность и многочисленные регалии,
Андрей Иванович в жизни человек очень скромный, даже застенчивый. В
нем нет ни доли снобизма, зачастую присущего многим столичным звездам.
Когда его срочным порядком пригласили на фестиваль “Сибирь — Европа”,
он, почти не раздумывая, принял приглашение и заменил заявленного в
программе, но внезапно заболевшего французского пианиста Мишеля
Бурдонкля. Так что на прошлой неделе Красноярску очень повезло — он
услышал удивительную игру этого замечательного музыканта. Передать
словами ощущения от концерта трудно, это нужно прочувствовать. Но
твердо можно сказать: тот, кто хоть однажды слышал выступления
Ивановича, окончательно и бесповоротно становится его горячим
поклонником.
— Андрей Викторович, вы родились в Бухаресте, жили в Питере, учились в
России и Германии, много гастролируете по миру. Кем вы себя ощущаете в
национальном плане?
— Ответ здесь однозначный: русским. Хотя у меня есть также сербские,
болгарские корни. Я вырос в России, у меня русские корни по маме. С
самого раннего детства меня приобщали именно к русской культуре,
которая является основополагающим моментом в вопросе принадлежности к
той или иной нации. Я русский по всему, кроме, наверное, внешности.
— Могли бы жить в другой стране, кроме России?
— Я никогда не думал о переезде, но жить, на мой взгляд, можно везде.
В первое время моей учебы в Германии я думал, что никогда не смогу
жить там, настолько там было мне все чуждо. Но потом, когда оброс
друзьями, человеческими контактами, понял, что самое главное не место,
где ты живешь, а общение с людьми, близкими тебе по духу. Хотя природа
тоже имеет значение для меня. Мне кажется, что не смог бы жить в
Швейцарии, — вся эта громада гор давит на меня.
— Если бы остались в свое время в Румынии, появился бы такой пианист
Андрей Иванович?
— Строить версии, кем бы стал, если бы не попал в Ленинград, мне
сложно. Не знаю. Но осознаю, что мама неспроста всех нас троих (у меня
еще есть брат и сестра) перевезла в Советский Союз, где образование
было на несколько порядков качественнее, чем в Румынии. Ее выбор
оказался верным. Я учился в школе при Ленинградской консерватории и
первое время жил в интернате. Потом нам дали квартиру, и меня забрали
из интерната, но тесное, почти круглосуточное общение с ребятами и
педагогами дало свои плоды: ведь главной темой наших разговоров была
музыка, мы были сосредоточены на искусстве.
Первая мелодия, которую я сыграл, был вальс “Дунайские волны”. Но о
том, что его написал мой прадед, узнал только в школе.
—
Кто и что, на ваш взгляд, раскрыл ваш талант? Помните ли вы, как
музыка появилась в вашей жизни?
— Хорошо помню. Моя сестра уже училась в Вагановском училище, где у
них были уроки фортепиано. Для нее купили пианино. И я неожиданно для
себя и окружающих смог повторить на инструменте, что она играла,
подобрав мелодию по слуху. С этого все и началось — мне тогда 5—6 лет.
Но, если бы мама проигнорировала мои способности, то ничего бы не
было. Причем она смогла рассмотреть божью искру в каждом своем
ребенке. Моя сестра стала балериной, брат — художником. Это очень
важно — разглядеть в маленьком человеке какой-то дар, что-то особое и
помочь развить его.
— Вы — правнук известного румынского композитора, автора “Дунайских
волн” Иона Ивановича... Когда вы впервые столкнулись с творчеством
знаменитого предка?
— “Дунайские волны”, между прочим, было первое, что я сыграл. Причем я
не знал, что это за композиция и что автор ее — мой предок. Просто
тогда вальс очень часто звучал, поэтому я его хорошо помнил. Была
какая-то вечеринка у нас дома, к нам пришли гости… Так как я был очень
мал, попросил своего брата помочь мне: он положил аккордеон плашмя и
растягивал меха, а я, как на рояле, сыграл мелодию “Дунайские волны”,
предварительно, конечно, прорепетировав. О том, что Ион Иванович — мой
прадед, я узнал только уже в школе. Только тогда в моей голове
выстроилась некая логическая вертикаль, связь поколений.
— Почему пианистов, прошедших российскую музыкальную школу, иногда
называют гладиаторами?
— Надо сказать, что такое прозвище мы получили по заслугам. Это
касается, в первую очередь, московской пианистической школы, где
готовят неких суперпианистов, очень много сил и времени уделяя технике
и игнорируя содержательную, человеческую сторону исполнителя. В
результате получилось целое поколение пианистов-марионеток, которые
превосходно владеют инструментом, но в то же время им нечего сказать в
искусстве. Их посылали, как гладиаторов, на различные музыкальные
состязания, которые они, как правило, выигрывали, но в самостоятельной
творческой жизни, увы, оказывались несостоятельны. Потому что творец
не рождается только в результате тренировок, выучки, как бы
парадоксально это ни звучало. В человеке должно быть нечто большее,
некий дар, который дан ему от рождения. Взять, к примеру, канадского
пианиста Гленна Гульда. Говорить о какой-то серьезной фортепианной
школе в Канаде — смешно, тем не менее сегодня мир знает гениального
музыканта Гленна Гульда.
—
Почему именно вас пригласили поучаствовать в фильме о Гленне Гульде?
— Продюсерская группа, снимавшая фильм в России, искала музыканта,
который, по мнению опрашиваемых ими экспертов, продолжал бы сегодня
гульдовскую традицию исполнения Баха. Хотя говорить о традиции тут не
совсем логично: Гульд — гений, и подражать ему просто невозможно. Тем
не менее им порекомендовали меня. Однажды в моей квартире раздался
звонок: меня приглашали принять участие в съемках канадского фильма,
где я должен был исполнить “Искусство фуги” и “Гольдберг-вариации”
Баха. Эта запись вошла в картину. В фильме использовали такой
кинематографический прием: моя запись переходит в игру Гленна Гульда,
записанную много лет назад. Потом многие мне говорили, что мое
исполнение по манере, по движению почти полностью совпало с
гульдовской. Когда я посмотрел фильм, понял, что это действительно
так. Но, честно говоря, был очень удивлен, потому что, играя, никому
не старался подражать. Все это произошло ненамеренно: по всей
видимости, это такой общий, изначальный подход к произведениям Баха.
— Разделяете ли вы взгляды Гульда на творчество: известно, что он был
противником развлекательно-виртуозного подхода к музыке, понимая
музицирование как духовный и интеллектуальный поиск?
— Полностью с ним согласен, кроме одного. Он не любил играть перед
публикой. За всю свою жизнь Гульд концертировал только три-четыре года
в молодости, потом сознательно отказался от этого, уйдя полностью в
звукозапись. Для меня слушатели в зале — очень важны. На мой взгляд,
мои лучшие записи были сделаны именно на концертах с публикой, а не в
студии. Последние, как мне кажется, лишены дыхания, жизни.
— Деньги и талант — вещи совместимые? Или в искусстве царит
пресловутый закон сохранения энергии: если где-то прибывает, то в
другом месте убывает?
— Деньги никогда не вредят, если направляются на гуманные цели, на
развитие дара человека, а не уводят в сторону. Мы живем в таком мире,
где деньги могут реально помочь. Но иногда это бывает и в ущерб
основному делу: как преподаватель прекрасно знаю, что студентам
сегодня тяжело живется, им приходится подрабатывать, а на учебу у них
почти не остается времени. Это печально.
—
А почему одни в тяжелые годы едут по стране с роялем, как Рихтер, а
другие не видят для себя иного пути, как выступление за границей?
— Рихтер — особый случай, у него одно предназначение в жизни — музыка,
а в остальном он был аскетом. Трудно осуждать людей, которым надоело
биться, как рыба об лед, с бытовыми неурядицами. Кто-то считал, что
его талант недостаточно оценен в материальном плане, кто-то говорил,
что он ущемлен в творческом плане… Хотя для меня остается до сих пор
загадкой, как можно музыканта ущемить в творчестве? Политика и музыка
— две разных плоскости, которые, на мой взгляд, не пересекаются.
— Ну, можно запретить играть сочинение каких-нибудь опальных
композиторов, как было раньше. В СССР, например, нельзя было исполнять
сочинения Денисова, русскую духовную музыку…
— Для меня, как для пианиста, нет никаких преград в творческом
отношении. Да, нельзя было исполнять произведения того же Денисова, но
есть масса другой музыки. Именно уход в глубину, а не скольжение по
поверхности многочисленного и разнообразного материала — часто идет на
пользу. Посмотрите на двадцатый век, где было ничего нельзя, а сколько
великой музыки за этот период написано в России. Сегодня, когда можно
все, нет ничего, чтобы можно было хотя бы сравнить с музыкой
Прокофьева, Шостаковича, Рахманинова… Парадокс, но факт.
— Понятно, что инструмент для музыканта главное. Будете ли вы играть
на плохом инструменте или категорически откажетесь?
— Если есть возможность играть на достойном инструменте, я буду за это
бороться. Потому что очень трудно приобщить людей к прекрасному, когда
у тебя на фортепиано правая педаль не работает и клавиша западает. Но
бывают ситуации, когда отказать невозможно. Мне приходилось выступать,
например, в детском доме. Там стоял инструмент, на котором никто не
играл, он был ужасен, но я не мог отказать, потому что ребята, никогда
не слышавшие классической музыки в живом исполнении, собрались и
ждали.
— А для вас важно, для кого вы играете: для королевы или сельской
учительницы?
— Дело не в статусе публики, а в качестве восприятия. Бывают снобы в
бабочках и фраках, которые ни черта не понимают в музыке, — перед ними
неприятно играть. Мне много приходилось гастролировать по маленьким
городкам России, где атмосфера в зрительном зале намного превосходила
по своему отклику и адекватному восприятию Большой зал Московской
консерватории. Я испытал несколько раз, выступая в Америке, дикое
разочарование. Все было замечательным: инструмент, зал… Только люди
пришли туда непонятно для чего: по всей видимости, чтобы пообщаться
друг с другом, отметиться, что они там были. Ради такой публики
играть, признаюсь, не хочется.
—
Тем не менее вам приходилось играть и для королевы.
— Вы имеете в виду выступление в резиденции графа Бернадотта перед
представителями большинства европейских королевских династий? Это было
потрясающе: в зале была настоящая аристократия, которая глубоко
образованна, понимает и ценит настоящее искусство, а не нувориши. Я
получил большое удовольствие от общения с королевской семьей.
— Чем является для вас музыка?
— Я отвечу, может быть, высокопарными словами, но это действительно
так. Астроном познает мир, изучая звезды, глядя в небо. Ван Гога
спросили: почему он так много рисует деревьев? Он ответил, что рисует
не деревья, а стремление к жизни, небу, свету. Музыкант познает
мироздание с помощью звуков. Это его инструмент. Музыка, фортепиано,
руки — это мой инструмент познания жизни. Если я откажусь от всего
этого, я стану слепым.
— Вы играете всегда, или у вас случаются перерывы?
— Перерывы бывают только для кратковременного отдыха, для тишины.
Потому что тишина — это преддверие музыки. Это очень важно услышать,
как музыка выходит из тишины.
Меня часто спрашивают люди, не имеющие отношения к музыке: как я
запоминаю такое количество звуков, произведений? Я отвечаю, что музыка
— это такая тропиночка, по которой ты идешь, не задумываясь. Сделал
первый шаг и пошел, пошел… Если в голове есть некая образная канва, то
путь проходишь без труда от начала до конца.
— А вне музыки бываете?
— Бываю, но очень редко: потому что я или играю, или преподаю в
консерватории. Но мысли о музыке меня не покидают никогда. Такова
жизнь профессионала.
Справка “Городских новостей”
Андрей Иванович — пианист, правнук известного румынского композитора
Иона Ивановича (автора более 100 вальсов, в т. ч. “Дунайские волны”) —
родился в 1968 году в Бухаресте в семье дипломата. Высшее образование
получил в Санкт-Петербургской консерватории, Российской академии
музыки (Москва) и Высшей Школе Музыки в г. Карлсруэ (Германия). Андрей
Иванович с большим успехом участвовал во многих международных
конкурсах. В период с 199-го по 1994 год пианисту шестикратно
присваивались первые премии и звания лауреата. В 1994 году он получил
Гран-при и золотую медаль на всемирно известном конкурсе пианистов в
г. Цинциннати (США).
Конкурсные победы и концерт в одном из самых престижных залов мира —
Карнеги-холл — положили начало активной гастрольной деятельности по
миру. Андрей Иванович совмещает исполнительскую деятельность с
педагогической, преподает на кафедре специального фортепиано
Санкт-Петербургской консерватории.
http://www.gornovosti.ru/vkladka/kultur-prospekt/andrey-ivanovich-bez-muzyki-ya-oslepnu.htm |