“Без музыки я ослепну”
"Влюбленный гобой и другие"
"Стать избранным может каждый" |
30.09.2010 | №2250 "Городские новости"
Стать избранным может каждый
Автор: Михаил БЕНЮМОВ, заслуженный артист России, художественный
руководитель Красноярского камерного оркестра
Осень
— время новых творческих сезонов. В этом году камерный оркестр открыл
сезон Девятым международным фестивалем камерно-оркестровой музыки
“Сибирь — Европа”. Десять лет назад, когда состоялся первый фестиваль,
мы, конечно, волновались: как наши слушатели воспримут новый проект?
Уверенности нам придали наши учредители — администрация города и
главное управление культуры Красноярска, которые с первых дней
оказывали огромную поддержку.
Ну и, конечно, наши зарубежные коллеги — именитые звезды и молодые
музыканты. Без них этот фестиваль, который задумывался как диалог
разных культур, никогда бы не состоялся.
Красноярский камерный оркестр концертирует на европейской сцене с 1994
года. Каждая новая поездка прибавляет новые имена замечательных
музыкантов и единомышленников. И нам очень хотелось поделиться с
родным городом нашим зарубежным творческим опытом. Так в 2000 году по
инициативе ректора Красноярского художественного института Александра
Покровского и камерного оркестра на свет появился фестиваль искусств
“Сибирь — Италия”. Его открывал выдающийся дирижер современности Пьеро
Беллуджи. Наша встреча во время гастролей оркестра во Флоренции,
возможно, была предопределена судьбой. Это огромное счастье встретить
за тысячи километров от Красноярска большого художника и друга, с
которым мы совпали в творческих убеждениях, в своей любви к искусству,
во взглядах на музыку.
Со временем к итальянским музыкантам присоединились артисты Польши,
Австрии, Германии, Франции и фестиваль обрел новое название “Сибирь —
Европа”. Чем определяется программа каждого фестиваля? Многими
составляющими. Но главным является уровень музицирования. Чтобы
получить приглашение на “Сибирь — Европу”, музыканту нужно иметь имя,
талант, высокий профессиональный рейтинг.
Помимо концертов фестиваль имеет еще одну важную сторону, которую не
видит публика : за кулисами идет огромная работа — репетиции и
мастер-классы. Опыт, приобретенный красноярскими артистами во время
общения с выдающимися зарубежными музыкантами, трудно переоценить. В
этот раз маэстро и артисты из Германии помогли сибирякам — хору и
оркестру — глубже понять основные принципы аутентичного исполнения
баховской музыки. Дирижер Михаэль Глезер, легендарный музыкант,
возглавлявший на протяжении многих лет такие всемирно известные
коллективы, как хор “Гевандхауз” и хор Баварского радио, получил свое
начальное образование в хоре мальчиков церкви Святого Фомы в Лейпциге.
Этим хором, отметившим недавно свое восьмисотлетие, в свое время
руководил сам великий Бах. В хоре до сих пор бережно хранят все
исполнительские традиции великого кантора. Они заключаются, в первую
очередь, в особом внимании к слову, его смыслу, фонетике,
интонированию. Поэтому музыка Баха под управлением немецкого дирижера
прозвучала на красноярских подмостках удивительно легко, выразительно
и празднично.
И, конечно, фестиваль никогда бы не состоялся без еще одного важного,
и я бы даже сказал, главного участника — слушателя. Насколько удался
фестиваль — судить в первую очередь публике. На нынешних концертах в
залах не было свободных мест. А это значит, что красноярцы за эти годы
приняли и полюбили фестиваль, ждут новых встреч с классикой.
Есть мнение, что классическая музыка — удел избранных. Красноярск —
музыкальный город, где любят и ценят академическое искусство. Однако
классическая музыка, на мой взгляд, еще не нашла всех, кто в ней
нуждается. Стать избранным, полюбить классику может каждый, стоит
только захотеть. Великие писатели, художники и музыканты оставили свои
гениальные сочинения для всего человечества. Но один принимает этот
дар, а другой — его отталкивает и остается нищим. Выбор — за каждым из
нас.
http://www.gornovosti.ru/vkladka/kultur-prospekt/stat-izbrannym-mozhet-kazhdyy.htm
|